1.Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид).
По данным некоторых источников, процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30%
2.Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
3.Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению.
4.Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
6.Подростки, употребляющие алкогольные, токсические и наркотические вещества. Психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы.
7.Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелой депрессией.
8.Подростки, страдающими хроническими или фатальными заболеваниями.
9.Подростки, переживающие тяжелую утрату, смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
10.Подростки с выраженными семейными проблемами:уход из семьи значимого взрослого, развод родителей, насилие и т.п.
Подростки могут попасть в группу риска, ноэто не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства.Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует отнестись со всей серьезностью!
Что могут увидеть педагоги:
1. Изменение внешнего вида.
2. Самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности.
3. Ухудшение работоспособности.
4. Небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее такого не наблюдалось).
5. Частые прогулы (отсутствие без уважительной причины).
6. Резкие и необоснованные вспышки агрессии.
7. Рисунки на тему смерти.
8. Тема одиночества, кризиса, утраты смысла жизни в сочинениях на свободную тему или в размышлениях.
Поведение подростка, указывающие на готовность к суициду:
- нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами
катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
- напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
- депрессия, апатия, безмолвие, подросток «тяжелый на подъем», уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
-выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе, вызывающее поведение, дерзость, употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка.
- неблагополучная семья, тяжелый психологический климат, семейные конфликты, алкоголизм в семье, утрата близких;
-беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы
занимался подростком;
-неблагоприятное положение подростка в семье: гиперопека, жестокость, критичное отношение к подростку;
- отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
-серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.
Как вести себя с суицидальными учащимися в школе:
1.Повышайте и укрепляйте положительную самооценку учащихся.
2.Поощряйте выражение эмоций и чувств;
3.Информируйте о возможностях оказания помощи (педагогической, психологической),
куда и к кому обратиться в случае кризиса (телефоны доверия психологической помощи).
4.Старайтесь выстроить с подростком доверительные отношения.
раскрыть » / « свернуть