Начальная школа предъявляет к ребёнку немало требований, которые взрослыми воспринимаются естественно, а детьми – по-разному. Маме и папе хочется, чтобы их чадо хорошо училось, не получало замечаний негативного характера и быстро усваивало правила школьной дисциплины. От детей ждут многого, но при этом, не доверяя, часто спрашивают, пытаясь узнать подробную информацию и ежедневно проверяя содержимое дневника.
Гиперопека и чрезмерный контроль приводят к внутреннему психологическому напряжению ребёнка. Вот тут-то и зарождается тревожность младших школьников.
Они боятся опоздать, но это не всегда получается: любопытно ведь шагать по улице и глазеть по сторонам. Прилежно выводят закорючки во время занятия по каллиграфическому письму, а они предательски пляшут. К тому же младшие школьники находятся в новых социальных отношениях с учителем и со своими ровесниками. Они дали обязательство родителям учиться только на пять, а на пути такие преграды! Особенно страдают в этот период девочки. У них сильнее развито чувство собственной вины. И если что-то получается не так, нежели у других, критично оценивают свои поступки. А дома в случае провала – крик, ругательство или папин ремень. В результате тревожность у школьников может перейти в страхи, бороться с которыми гораздо сложнее.
Наиболее трудным периодом для адаптации ребёнка является пребывание в первом классе. Новая среда — огромное поле для развития страхов. Вступая на начальную ступень общеобразовательного процесса, школьник должен выполнять то, что велит ему учитель. Рамки проявления свободного поведения уменьшаются, и даже индивидуальность ломается под жёстким натиском системы. Кому-то хочется побегать наперегонки, кому-то – поспать или поиграть в нешумные игры, а правила в учебном учреждении едины. На естественность давит искусственное. И это не только в школе или в лицее, но и дома. Если перегнуть палку, ребёнок может не выдержать угнетённых состояний и заболеть.
Во избежание этого родителям нужно наладить доверительные отношения с педагогом, ненавязчиво разъяснить ребёнку ситуацию, в которой он оказался не прав, и ни в коем случае не давить, если школьник по своим природным данным не успевает за одноклассниками.
И в ходе учебного процесса, и в рамках домашнего воспитания справиться с тревожностью младших школьников поможет игра. Она выручит и в познании необходимых сведений, и в развитии таких важных компонентов, как восприятие, мышление, память, внимание. Эмоционально игра оживит процесс обучения и не оттолкнёт от приобретения знаний, закрепления полученных навыков. Она как обязательный компонент органично и с учётом короткого детского внимания должна вводиться преподавателем в учебное время и на внеклассных занятиях.
Дома взрослым необходимо устраивать свои игры. Например, в течение месяца обсуждать и записывать вместе с ребёнком на листочках все хорошие дела. Тайные записки можно хранить в каком – нибудь «волшебном» ящичке и периодически, например, раз в месяц, подсчитывать, сколько всего успешных и полезных поступков удалось совершить. Параллельно с этим в подробностях рассказывать об этом бабушке с дедушкой, другим родственникам и знакомым. Так младший школьник будет осознавать свою значимость, и это не отобразится неблагоприятно на его самооценке.
Также нужно адекватно воспринимать промахи детей в усвоении той или иной темы, получение тройки или двойки. На этом этапе не нужно ставить точку. Просто следует разложить по составляющим то, что произошло, вследствие каких обстоятельств, и как это можно исправить. Ребёнок не должен бояться приходить домой, если в дневнике нарисовалась неудовлетворительная отметка.
Неожиданное повышение голоса учителем, незапланированное столкновение с одноклассниками в школьном коридоре, разбитая ваза на столе у учителя тоже могут привести к состоянию тревожности. В данный контекст плавно и результативно впишется игра, где главная задача — оставаться уравновешенным, не отвлекаясь ни на что. Кто бы ни шумел, толкал, пугал, девочка или мальчик должны будут сохранять невозмутимое спокойствие. При этом им нужно произносить известное стихотворение или петь весёлую песенку, не изменяя плавной интонации. Пока мама готовит вкусный ужин, папа вполне может устроить праздник баловства и попытаться напугать сына или дочку, хлопнуть по спине, рассмешить жестами и мимикой. Если всё происходящее будет завуалировано в шутливую и безобидную форму, ребёнок выполнит правила игры.
Преодолевая трудности, дети младших классов находятся в напряжении. Чтобы научить их умению расслабляться, взрослым необходимо познакомить детей со специальными упражнениями. Если, к примеру, мальчику хочется кого-то ударить, то он должен справиться с этим состоянием. Как? Сжав крепко челюсти, затем кулаки, ненадолго (всего лишь на несколько секунд) задержать дыхание и сделать продолжительный выдох.
Не менее важны для младших школьников тактильные ощущения. Вместо того, чтобы показать свою слабость и наорать на ребёнка, учитель может просто погладить его по голове. Тогда даже «ершистый» станет мягче и покладистее. В домашних условиях родители могут делать своим детям специальный массаж. Для этого нужно будет, рассказывая добрую сказку или курьёзную историю, выполнять нежные движения, которые как бы иллюстрируют содержание повествования.
Если родители не в состоянии справиться с тревогами и страхами своих чад, можно посоветовать им обратиться к детскому психологу. Коррекция младших школьников проводится согласно плану, который составляется на каждого ученика индивидуально. Он основывается на предварительной диагностике и предполагает работу с ребятами, родителями и непосредственно с учителями.
раскрыть » / « свернуть